Знаете ли вы ?

Йогурт - молочный продукт, впервые был изготовлен в США Армянским
семейством Коламбиссян. Название продукта происходит от Армянского
слова "юхот" что в переводе на русский язык означает - жирный.
Одним из крупнейших колоний основанных Армянами являлся п-ов Крым.
Переселение сюда началось с конца XI века и к середине XIV века
местное Армянское население достигло нескольких сот тысяч человек.
Количественное превосходство Армян над другими народами дало основание
современникам переселенцев называть п-ов - Морской Арменией
Армянами были основаны школы, церкви, высшие школы,
библиотеки где были переписаны и написаны многие книги.
После появления угрозы завоевания со стороны Османской империи, в середине XV века,
гигантская колония постепенно переселилась в Восточную Украину и Польшу.
О камне:
"На камне родился Армянин,
на камне жил, камнем жил,
камень положил на камень,
поднялся на камни, поднял камни.
В камнях вырос ребенок, играл камнем,
узнал камень, укрепился как камень".
- Рафаэль Исраелян
25 Сентября 1950 г. при раскопках Арин-Берда была найдена клинописная надпись
царя Аргишти I об основании Эребуни (Еревана) в 782 г. до н.э.
Ереван старше вечного города - Рима
О камне:
"Много разных камней в Армении, но здесь почти не найдешь неграмотных камней".
- Геворг Эмин
На территории Армении в Эчмиадзине находится самое древнее сооружение,
возведенное из туфа - прекрасный кафедральный собор,
являющийся одним из шедевров Армянского зодчества.
Он построен основоположником Армяно - Григорианской церкви,
первым католикосом Григором Просветителем в 301 - 303 годах н.э.
Армянское нагорье (Haykakan Lernashkharh) занимает территорию более чем 300000 км2,
(для сравнения территория РА менее 30000 км2)
Средняя высота Армянского нагорья над уровнем моря 1500 - 1800 м.
Армяне называют себя "Hay" а свою страну "Hayastan" или "Haykh" хотя все остальные народы,
кроме грузин, называют Армян - "Armen" а страну -"Armenia".
Грузины называют Армян -"Somekhi" страну -"Somkheti".
Вопрос этнического происхождения Армян является самым
спорным и трудно исследуемым в истории народа.
Еще в XVI веке Армянские купцы основываются в древнейших Индийских городах:
Мадрасе, Бомбее, Сеидабаде. Армянская церковь в Мадрасе была построена еще в 1547 году,
древнейшая часть города была названа в честь Армянина по имени Томас.
Армянские купцы принимали активное участие в основании и строительстве города Калькутта (1690 г.).
Неоценима помощь Армян в народно-освободительном движении Индии.
Во время восстания в Бенгалии против англичан (1763 г.) несколькими
командующими вооруженных сил Индии были Армяне, более того общее командование
взял в на себя Григор Арутюнян которого назвали - Горги Хан.
Как и у других народов древний Армянский календарь был создан
на основе движения небесных светил. Год в Армянском солнечном календаре
имел 365 дней и делился на 12 полных месяцев и один маленький.
Месяцы имели названия: "Navasard, Hori, Sahmi, Tre, Khakhots, Arats,
Mehekan, Aregi, Ahekan, Mareri, Margats, Hrotits и Avelyats".
Первые двенадцать месяцев имели по 30 дней, а Avelyats всего 5.
Согласно Анания Ширакаци эти названия произошли от имен детей праотца Армян -
Айка (Hayk). Каждый день в месяце и каждый отдельный час в сутках
также имели свое особое название.
Как оказалось, Армянский календарь был довольно продвинутым для своего времени,
некоторые современные нам западные ученые активно агитируют мир на смену календаря,
предложенный ими календарь очень похож на древний Армянский,
в частности идея с 12 полными и одним маленьким месяцем, и некоторые другие моменты.
Мовсес Хоренаци - первый Армянский историк изложивший историю Армянского народа
начиная с доисторических времен до 440 года (в этом году скончался Месроп Маштоц).
Он написал ряд трудов во главе которых находится "История Армян" написанная в 480-483 годах
по приказу Саака Багратуни (Sahak Bagratouni).
Чтобы написать этот объемный труд он исследовал многочисленные ассирийские и греческие
первоисточники изымая оттуда те ценные сведения которые касались Армянского народа.
Одним из самых древних исторических работ дошедших до нас
является труд Павстоса Бузанда - "История Армянская".
Павстос трудился в V веке. Его история в основном касается четвертого века,
начиная с распространения христианства до первого раздела Армении.
Создание Армянской письменности согласно Кориуну (Koryun) произошло на восьмом
году правления Азкерта I -го (Hazkert I) т.е. в 406 году н.э.
Почти в это же время в Вахаршапате (Vakharshapat) открывается первая Армянская школа,
где преподает сам Месроп Маштоц. В этой школе учились в основном те кому предстояло
самим преподавать. Среди учеников упоминаются также лидеры освободительного движения V века.
В числе учеников Маштоца были в немалом количестве простые сельские парни.
О жизни Месропа Маштоца нам сообщают три историка V века:
Кориун (Koryun), Мовсес Хоренаци и Казар Парпеци (Ghazar Parpetsi).
Кориун (Koryun) был одним из старших учеников Маштоца, участвовал в создании
Армянской письменности и литературы, после смерти своего любимого учителя
написал его биографию и назвал "Varkh Mashtotsi". Согласно Кориуну (Koryun) Маштоц родился в "штате" (Nahang) Туруберан в
селе Ацик (Hatsik) или Ацекац (Hatsekats) района (Gavar) - Тарон (Taron)
Отца Маштоца звали Вардан. По приблизительным подсчетам ученых Маштоц должен
был родиться в 361-364 годах. Он получил Греческое образование так как все школы
V века в Армении без исключений давали греческое или ассирийское образование.
Известно, что после учебы молодой Маштоц приезжает в Вахаршапат (Vagharshapat)
и поступает на военную службу к Армянским Аршакуни. Но в скором времени резко меняет
свою жизнь принимает духовное звание и уезжает проповедовать в район (Gavar) Гохтн (Gokhtn).
Этот резкий поворот современные нам ученые объясняют тем, что будучи на службе
Маштоц много ездил и пообщавшись с народными массами всех уровней, близко ознакомившись с
ассимиляционными намерениями персидских и византийских правителей увидел огромную
опасность которая ожидала Армянский народ. У него просыпается сознание того, что
единственный способ спасения это самостоятельная письменность и литература...
Мало известно, но Армянский алфавит пытались создать еще до Маштоца
В междуречье у епископа по имени Даниель Асори были замечены Армянские письмена.
В 403 г. н.э. на 3 году правления царя Врамшапу (Vramshapuh) письмена Даниела доставляются
в Армению. Собирают детей и начинают преподавать Армянский язык по ним.
Но в скором времени становится ясно, что эти письмена не передают
звуковые особенности Армянского языка, дети плохо его понимают.
Принимается решение поехать в Ассирию (Asorikh) для исследования иностранных письменностей
и посоветоваться с местными греческими и ассирийскими учеными.
Это предприятие берет на себя Маштоц. В 405 году он с учениками отправляется в Ассирию (Asorikh).
Среди ученых арменологов (Hayagit) были большие споры
насчет даты принятия Армянами христианства как государственной религии.
Сейчас достоверно известно, что произошло это в 301 г. т.е. не только раньше
Римской империи более чем на десятилетие но и вообще впервые в мире Армения
признала это новое учение так высоко.
Раннее христианство в Армении подверглось ощутимым изменениям.
Чтобы привлечь внимание широких народных масс к новой религии и сделать его приемлемым
были канонизированы многие языческие обряды, например: жертвоприношение, обряды Trndez и
Ukhtagnatsutiun, Vardavar и т.д.
В середине IX века д.н.э. в районе озера Ван формируется и спускается
на историческую арену древнейшее государство Армянского нагорья, которое
в ассирийских клинописях именовалось Урарту (Urartu) а в библии Араратская страна.
Центральную часть своей страны Урарты именовали Биаинили (Biainili). Столицей страны
был сегодняшний Ван который назывался Тушпа. Среди историков принято называть эту
страну на ассирийский манер - Урарту.
Армения находится на юге Закавказья, граничит с Ираном,
Турцией, Грузией и Азербайджаном. Площадь - 29.740 кв. км, наибольшая протяженность - 360 км
(сравнима с территорией Бельгии или Албании). Средняя высота над уровнем моря 1800 м.
Армения лежит в субтропической зоне на той же широте, что и Греция, Италия и Испания.
Самая высокая вершина - гора Арагац (4090 м.) Население - 3,5 млн. 98% населения - армяне.
Столица Армении - Ереван с населением более 1 млн. человек.
Навечно будет жить в истории подвиг героических защитников Бреста.
Накануне войны в Брестской крепости в числе других служили более чем 400 Армянских воинов
и командиров. Из героических защитников Бреста среди Армян выделились Аршавир Акагулян,
старшие сержанты Ваан Григорян и Сос Нуриджанян, майор Арарат Саакян и др.
Подвигу Армян есть документальное подтверждение. На полуразрушенных стенах крепости
до сих пор можно найти многочисленные надписи которые красноречиво свидетельствуют
о бесстрашном духе Армянских воинов.
У 4000 тысяч Армян поднявшихся в июле 1915 г. для самообороны на Мусалер был
запас продовольствия всего на 3 месяца, еще меньше было оружия и боеприпасов.
Около 600 бойцов имели 150 военных и несколько сотен охотничьих ружей.
Большинство было без оружия и не умело им пользоваться.
Сразу после подъема начинаются приготовления: закрываются дороги, роются
окопы и ловушки, создаются боевые группы и т.д.
7 августа турки начали наступление на Мусалер. После 6 часов боев они
были обращены в бегство.
10 августа двухтысячное войско вооруженное пулеметами начало новое наступление.
Пообещавший за один день уничтожить всех Армян командир турок потерпел
позорное поражение. Потеряв убитыми и ранеными несколько сот "человек"
он был обращен в бегство.
19 августа уже семитысячное турецкое войско в третий раз начинает наступление.
Начавшийся рано утром ожесточенный бой длиться до вечера. Армяне, вооруженные
и без оружия, героически бросаются на врага, при этом бросают камни
катят огромные глыбы горной породы, доходя до кулачных боев.
Армяне предпринимают внезапные ночные вылазки, добывают оружие и боеприпасы
одновременно сея страх и ужас среди турок.
Будучи не в состоянии одолеть горстку Армян на поле брани турки решают не
снимать окружения и подвергнуть их голодной смерти. Угроза голода была намного
страшнее врага. Тем не менее Армяне не приняли предложение сдаться и начали
предпринимать меры для спасения.
В "Алеп" и "Александрет" были посланы люди с письмом но ответа не поступило.
Над горой был поднят огромный флаг с крестом и надписью на английском
"Христиане терпят бедствие", был зажжен костер для привлечения внимания кораблей
проплывающих по средиземному морю и получения помощи от них.
Проходят дни ожиданий. Наконец 5-го сентября показывается французский военный
корабль "Кишен", опытный пловец Мовсес Грекян доставляет на борт письмо с просьбой
перевезти Армян или дать оружие с боеприпасами чтобы обороняться.
Нельзя передать ту радость которую испытали Армяне когда через несколько дней
по приказу правительства Франции в окружении военных кораблей к берегу подплывает
пароход "Жанна Д'Арк" для перевозки Армян в "Порт Саид"
14 сентября первыми на борт поднимают детей 1563 человек затем мужчин и женщин
2495 человек, всего 4058 человек.
О героическом поступке Армян которые предпочли достойную смерть недостойной
жизни можно прочесть в романе большого друга Армянского народа Франца Верфеля
"СОРОК ДНЕЙ МУСА-ДАГА" который написан между июлем 1932 и мартом 1933 г.